Тренируем внимание

Оно может сделать человека чудаком и в то же время великим ученым, писателем, актером! Оно помогает увидеть детали. Без него нет развитого интеллекта. Что это? Ну, конечно же, внимание!

Мало что так настораживает, как длительная тишина в детской, не правда ли? Чем же так увлеченно занимается ваш непоседа целый час подряд? Вырезает цветы из маминого платья или украшает папины брюки замысловатым узором, как в прошлый раз? «Зато усидчивый!» — утешаетесь вы. Но почему-то в школе ребенок не может сосредоточиться на задании, путаясь в том, что именно нужно сделать, у него не выходит решить задачу, с которой отлично справился вчера… Куда же исчезло внимание?

Они разные!

Одно дело — сосредоточиваться на том, что увлекло само собой. Это природное непроизвольное внимание. И совсем другое — концентрироваться на том, что неинтересно, но нужно. Это — внимание произвольное. Оно требует от малыша настоящих волевых усилий и довольно дискомфортно. Поэтому для его развития необходима помощь взрослых. Лишь выполняя задания родителей или педагогов, ребенок может развить осознанное внимание. Но и эти занятия можно и нужно проводить в форме игры!

Усидчивость

Способность долго сидеть за партой решает многое в успеваемости первоклашки. Но прежде, чем вырабатывать усидчивость, научите своего дошкольника… устойчивости! Поиграйте в статую. Нужно принять какую-то красивую позу (можно скопировать известные памятники). А вы вместе с другими членами семьи старайтесь его насмешить, удивить, заставить сменить позу, однако не прикасаясь к «статуе». Потом меняйтесь ролями.

Обязательно активно двигайтесь до и после игры. Кто выше или дальше подпрыгнет на двух ногах, на одной? Заодно научите малыша безопасно для себя и окружающих сбрасывать энергию на перемене в школе.

Концентрация

Очень важно уметь концентрироваться на задании взрослого до тех пор, пока его не выполнишь. Для развития концентрации есть игры.

Тайный язык

Впервые малыш произвольно сконцентрировал на чем-то свое внимание, когда вы указали ему на это пальцем. Используйте свойство психики реагировать вниманием на жест. Придумайте, какими жестами будете заменять слова «банан» (например, пальцем рисовать в воздухе овал), «яблоко» (сложенные ковшиком ладошки), сок (будто пьете из чашки). И поиграйте в магазин. Вы приходите к продавцу и делаете заказ с помощью жестов, а продавец должен понять и правильно отпустить вам «товар». Постепенно увеличивайте количество слов-жестов (в каждую игру — еще по 2-3 понятия). Попробуйте прос-о поговорить на языке жестов, рассказать стишок.

Муха-шпион

А это упражнение проходит под девизом: «только без рук!» Можно лишь следить глазами и указывать словами. Разрежьте цветной картон на несколько квадратов и наклейте на белый лист. Вылепите из пластилина муху. Это будет муха-шпион с фотокамерой. Пусть ребенок руководит: на какой квадрат должна перейти муха для съемки важных документов, используя лишь слова «выше», «ниже», «левее», «правее». Меняйтесь с секретным агентом местами.

Показ мод

Готовимся к презентации весенне-зимне-летне-осенней коллекции! Пусть карапуз берет любые вещи из вашего и своего гардероба и создает причудливый наряд. Полюбовались? Сын или дочь за дверью меняют две детали своего сногсшибательного туалета и вновь появляются перед зрителями. Ваша задача — заметить, что именно изменилось. Это вы пока тренировали вашу наблюдательность. А теперь вы наряжаетесь, ребенок же угадывает, что изменилось в одежде. Постепенно увеличивайте число изменяемых деталей.

Волшебный квадрат

Возьмите шахматную доску или сами расчертите большой лист бумаги на множество квадратов. Еще понадобятся вкладыши: вложенные друг в друга (как матрешки) цилиндры, кубики или треугольники. Расставьте их в произвольном порядке на квадратики доски. Ребенку предложите собирать вкладыши по порядку, начиная с самого маленького. Можно разложить вырезанные из картона цифры или буквы (если кроха знает алфавит) и тоже попросить сложить их по порядку: от 1 до 20, от «А» до «Я». Дошкольник стал с легкостью справляться с заданием? Усложните. Добавьте лишние, но похожие элементы.

Переключение

Почему младший школьник на уроке математики начнет ошибаться, если задавать ему очень легкие вопросы из области грамоты или иностранного языка? Потому что он еще не умеет переключать внимание. А это важно для скорости выполнения разных заданий и особенно — при выполнении домашней работы. Вам нужно научить ребенка быстро переходить от игры к занятиям и действовать по плану, в заданной последовательности. Если малыш уже умеет считать, практикуйте параллельный счет. Есть несколько желудей, ракушек, шишек и фасолин? А четыре разные емкости: мешочки, коробочки, баночки? Скажите крохше, что нужно разложить эти природные материалы по емкостям (ракушки — в коробочку, шишки — в мешочек) и при этом подсчитать, сколько всего тех или иных даров природы. Сначала предметов каждого вида должно быть 2-3. Но самая любимая у детей игра на переключение внимания — это «Делай, как я!» Взрослый показывает движения (приседает, поднимает руки, кладет их на плечи, подпрыгивает, наклоняется), а ребенок должен повторять, но только если взрослый говорит: «Делай, как я!» Если он не скажет этой фразы или как-то ее изменит (добавит «пожалуйста» или «а теперь вот так»), то повторять движение за ведущим нельзя. Почему-то ошибки всегда — очень веселят, особенно тех, кто сам же и ошибся! Усложненный вариант игры: нужно копировать движения всегда, чтобы ведущий ни говорил, за исключением 2-3 запретных слов. Тренируйте переключение внимания постоянно. Скажем, сын или дочь рисуют лягушку. Тут же спросите: «Когда ты ее видел? В каких книгах о ней читал?»

Автор: центр переводов в Москве.

Комментарии закрыты.