Что нельзя запрещать детям

Определяя правила поведения в окружающем мире, мы приучаем ребенка к дисциплине и создаем для него безопасное простран­ство. Однако важно не перёгибать палку, чтобы, создавая ограничения, не сузить кругозор ребенка, не сде­лать его замкнутым и неуверенным в себе. Есть вещи, которые категориче­ски нельзя запрещать.

ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

«Мама, а что это?» — «Я тебе уже гово­рила». «Папа, почему он так делает?» — «Не приставай с глупостями». После трех лет дети начиняют чаще задавать вопросы и многим интересоваться. Один и тот же вопрос они могут за­давать несколько раз, начиная таким образом игру. Отталкивать, молчать в ответ или игнорировать ни в коем случае нельзя. Следует запастись тер­пением и помочь ребенку расширить кругозор новыми знаниями: «Давай поищем ответ в твоей книге».

ПРОЯВЛЯТЬ ЭМОЦИИ

Ребенок неожиданно закатывает истерику и не реагирует на ваши замечания. В ответ вы можете повы­сить голос или даже ударить его. Но ведь маленькие дети очень эмоцио­нальны и непосредственны. Слезы, крик и сильные эмоции — их ре­акция на происходящее вокруг. Не показывайте вашу раздражен­ность, а помогите разобраться в си­туации и найти компромисс: «Что случилось? Объясни, по­чему это тебя расстроило».

ПОСТУПАТЬ ПО-СВОЕМУ

«Как тебе стыдно, надо делиться с другими детьми!» — не стоит стыдить и отчитывать ре­бенка по любому поводу. Лучше подскажите, как правильнее посту­пить в той или иной ситуации и под­держите его: «Давай расскажем о на­шей игре мальчику, и вы поиграете вместе».

ИМЕТЬ СВОЕ МНЕНИЕ

Вы обратились с просьбой к ре­бенку, в ответ слышите жесткое «нет». Вы начинаете злиться и повышать голос. Но ругать ребенка за то, что у него есть свое мнение, недопустимо. Ломать его под себя неправильно. Найдите способ объяснить, почему он неправ в этой ситуации: «Хорошо, я с тобой соглашусь, если ты мне все спокойно объяснишь».

ИГРАТЬ И ШАЛИТЬ

Детство — пора баловства. Часто родители отчитывают ребенка за слишком шумные игры, беготню: «Тише, я же сказала, не шуметь дома!» Но не застав­ляйте ребенка постоянно ходить по струнке и всего опасаться, ведь детство не­повторимо, оно должно прохо­дить естественно и ярко: «Давай возьмем велоси­пед и покатаемся в парке, а потом пойдем на батут».

БОЯТЬСЯ И ПРОЯВЛЯТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ

«Сегодня у врача ты вел себя так, как трус!» — ругать ребенка за страхи нельзя. Так вы подавляете его лич­ность, закладываете неуверенность и страхи. Лучше поддержите его в труд­ную минуту и покажите на собствен­ном примере, что ничего страшного нет: «Не бойся, я возьму тебя за руку, и будет совсем не страшно».

ИМЕТЬ СЕКРЕТЫ

Рано или поздно у ребенка по­явятся от вас тайны. Не стоит его пытать и просить все вам расска­зать сию минуту: «Ты живешь в этом доме и скрываешь от нас что-то!» Научитесь уважать личное простран­ство детей в любом возрасте. Ваша задача — стать не надзирателем, а другом, с которым он сам захочет де­литься секретами: «Если захочешь со мной поделиться, я с радостью вы­слушаю тебя».

ПОКАЗЫВАТЬ ИСТИННЫЕ ЧУВСТВА

Ребенку, как и любому человеку, свойственно проявлять злобу и за­висть. Ругать и осуждать его за это не стоит: «Ты показал себя сегодня злым и невоспитанным мальчиком». Ребенку сложно скрывать истинные чувства, поэтому ваша задача — на­учить правильно и уместно выра­жать свои чувства: «Да, эта девочка неправильно себя вела, но ты пра­вильно сделал, что не обратил на это внимание».

СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ

«Опять ты ничего не можешь удер­жать в руках, бестолочь», — наказы­вать и ругать ребенка за ошибки и промахи губительно для него. Не забывайте, что вы сами были ма­леньким и ничего не умели! Учить и помогать познавать новое — одна из главных задач родителей. Набери­тесь терпения и станьте ребенку до­брым наставником: «Ничего страш­ного, что не получилось с одного раза. Давай я покажу, как надо, а ты повторишь».

Комментарии