Мой ребенок учился сам – личный опыт матери, которая решила не проверять домашние задания

Моя дочь заканчивает школу, и теперь я могу сказать, что у меня все получилось. До послед­него года я не была уверена, что поступаю пра­вильно, более того, я ни в коем случае не ут­верждаю, что подобная схема подойдет абсолютно любому ребенку. Но у нас она срабо­тала, и, возможно, этот опыт окажется кому-то полезен.

НАЧНУ С ТЕОРИИ

Я не считаю, что все изуча­емое в школе человеку действительно нужно — это раз, и изучить даже необходимое нужно именно в школе — это два. Я не считаю, что возникший некогда пробел может повлечь фатальные и трагические по­следствия. Я не считаю школьную систему кон­троля над качеством приобретенных знаний достаточно эффективной и объективной. До тех пор, пока забытая тетрадка с правильно выполненным заданием — это двойка, а помарки — это снижение отметки на балл.

Я убеждена, что основным мотивом для полу­чения знаний (помимо природного любопытства) являются необходимость и желание эти знания применять. И я уверена, что человек учится эффективнее и быстрее, когда оно ему НАДО. Иначе говоря, я считаю, что ребенок на­учится складывать и вычитать в любом случае, поскольку этот навык необходим ему в жизни. В магазине, например. И умножать научится, потому что это быстрее, чем складывать.

Я уверена, что приобретение любого навыка завершается радостью от осознания «я могу», если в процессе приобретения навыка ребенка положительно стимулируют и придают уверен­ности, не подгоняют, не сравнивают с другими и не выражают разочарования, даже если ис­пытывают таковое.

Еще я думаю, что каждый ребенок хочет быть хорошим, одобряемым и поощряемым, и никто не мечтает быть ругаемым и порицаемым. Лю­бой ребенок в возрасте 6-7 лет хочет быть успешным, принимаемым обществом. Период протеста начнется существенно позже.

Поэтому на начальном этапе я исходила из предпосылки, что мой ребенок хотел бы учиться хорошо — раз, обладает свойственным детям любопытством — два, и я как взрослый человек смогу найти способы заинтересовать ребенка в приобретении новых знаний — три.

НИКОГДА ребенок не должен быть наказан за школьный провал лишением внешкольных ме­роприятий. Если мы проводим аналогию школа=работа, то очевидно, что мы все были бы страшно возмущены, если бы муж лишил нас похода в ресторан за не вовремя сделанный на работе отчет. Наказать — значит ввести в созна­ние ребенка мысль о том, что его учеба — для мамы. Или — во избежание наказаний.

ТЕПЕРЬ К ПРАКТИКЕ, в которой все будет не так однозначно. Моя дочь пошла в первый класс, и формально домашних заданий им не задавали. Формально, потому что обязательно было что-то, что нужно доделать или повторить дома. За недоделывание и неповторение двоек (как и других отметок) не ставили, но публич­ное порицание учительница себе позволяла. В духе: «А вот Леночка дома позанималась, по­этому Леночке мы дадим наклеечку, а тебе нет».

К середине первого класса я заметила опас­ную тенденцию: дочь не делала «уроки», пока я не приду с работы, не потому, что не понимала, что и как надо сделать, а чтобы гарантированно получить безупречный результат. Сначала я ис­кренне влипла в это вот «посиди рядом», «по­смотри, правильно?». А потом подумала, что ничем хорошим это не закончится. Признаюсь, меня ужасают истории о том, как мамы сидят с семи-, восьми- и даже девятиклассниками до поздней ночи, потому что иначе «он ничего не выучит». Я свою задачу видела в том, чтобы она выучивала сама.

Я всячески стимулировала ребенка сравнивать себя не с другими, а с собой. Не «Маша может, а я нет», а «Я вчера не могла, а сегодня могу». Это помогает нагляднее показать прогресс, и у ребен­ка не возникает ощущения «сколько ни старайся, все равно не получится». И я проедала крошке плешь на тему «ты способная, умная, у тебя все получится, если сегодня не вышло — выйдет зав­тра, мы никуда не спешим, у тебя получится».

ПЕРВОЕ, К ЧЕМУ Я ПРИШЛА уже через пару месяцев: ребенку не столько трудны задания, сколько сложно организовать себя и взяться за них. Слишком многое отвлекает. Мы начали рисовать планы. Прямо таблицу: порядок дей­ствий. Сначала легкие предметы, с ними дите справляется быстрее, галочек становится боль­ше, и возникает ощущение, что продвигается она реально быстрыми темпами. Сделала — по­ставь галочку. Это сильно упростило процесс, и ребенок наглядно понимал, сколько сделано, а сколько впереди.

Вечером я просила показать схемку. Восхищалась организованностью, коли­чеством проделанной работы, просила показать тетрадки. Если в тетрадках кошмар — говорила, что мы достигли нереального прогресса в коли­честве работы, и в схемку пора вводить качество. Никогда не требовала переписать. Как на­писала — так ты умеешь на сегодня.

Конечно, воспоследовали вопли: «ААА, учи­тельница будет недовольна, скажет, что я не ста­ралась, ААА!!!» На что я реагировала крайне спо­койно: «Ну, завтра будешь аккуратнее. Сегодня что сделано — то сделано. Никаких ночных бде­ний. Забыла про задание вообще — перед уроком подойдешь к учительнице и скажешь об этом». — «Мне двойку поставят!!!» — «Ну и поставят, не конец света. А к следующему уроку сделаешь оба задания». Я старалась всячески снизить пафос оценки и привить личную ответственность за уроки. (Это я сухой остаток излагаю, а так и в ванной рыдала, вы не думайте.)

Следующим этапом стало включение режима «мама — не идеал, не гуру и не всемогущий Брюс». Я при ребенке намеренно сетовала, ка­кая нынче сложная у детей программа. Ах-ох, мы такое в пятом учили! Детке это страшно льстило. Иногда мы обе бежали к папе: «Ты не поверишь! Я не решила, а она — в три счета!»

К КОНЦУ ВТОРОГО КЛАССА проверяла я только сам факт выполнения заданий. То есть чтобы в тетрадке была домашняя работа от се­годняшнего числа. Если ее не было, я не руга­лась. Я спрашивала, что помешало сделать. Устала? Нормально. Забыла? В следующий раз не забывай. Не поняла, как? Давай разберемся. Я доносила, что оценка — это не вердикт, а ин­формация. 5 — ты справилась, продолжай в том же духе. 4 — обрати внимание, тут у тебя пробел. Займись им. 3 — ты пока не готова к заданиям такой сложности, потренируйся еще.

Я постоянно подкидывала ей ситуации, когда надо применить знания или задуматься об их нехватке. «Посчитай-ка, нам надо 2 пачки мака­рон по X рублей, кило помидоров по X рублей и 3 пакета кефира по X рублей, останется ли на шоколадку тебе, если у меня всего X рублей?»

Уроки пока шли со схемкой, но постепенно крошке стало лень ее заполнять, и она начала забывать, что задано. Ничего, пережили трех­месячный откат в успеваемости. Тренировали память. Пока еще я иногда помогала ей с зада­ниями, но иногда нарочно допускала грубую и очевидную ошибку, просила ее перепроверить, соответственно, она еще раз прорешивала или проверяла написание.

В 3-м классе я сказала, что больше не буду проверять даже сам факт делания уроков, потому что это более не моя зона ответственности. Готова отвечать на вопросы или помогать, с ра­достью послушаю стих или доклад, но по запро­су (от нее, не от меня).

НАЧАЛИ ДОПЗАНЯТИЯ внешкольные вво­дить, дочка очень хотела. Мы всегда разрешали попробовать новый кружок и никогда не пре­пятствовали бросанию старого. Исходили из позиции «дополнительные занятия должны быть исключительно в радость». Пару раз при­шлось всерьез обсуждать, что следует бросить, чтобы подтянуть русский и окружайку, детка мобилизовалась сразу же.

В 4-м классе возникла тема «Я хочу в школу с профилем», спасибо химическим опытам и биостанции. Я в химии и биологии ноль, соот­ветственно, предложила, что подберу школы, но подготовка целиком на ее совести. Она посту­пила в лицей. Она далеко не отличница, но учится вполне прилично, хотя и разовые двой­ки, и тройки у нас не редкость. Примерно с 8-го класса я в принципе не понимаю, что они там учат и как. Но она учится сама, она это УМЕЕТ. Чему я рада — она никого не винит в своих оцен­ках и не получает их для меня или папы. Она знает, что ее победы — это только ее победы, а ее провалы — это только ее провалы.

Самое главное, что мешало мне все это про­делать без кидания на стенки, это СТРАХ УПУ­СТИТЬ. Я контрол-фрик, и мне было очень трудно. И только мантра «ребенок хороший, он стремится стать лучше, если его не запугать и не забить» помогла мне продержаться.

Комментарии