Уроки общения

Научите своего малыша правильно знакомиться и играть с ровесниками. Эти навыки пойдут ему только на пользу!

Пока крохе не пошёл тре­тий год, маме не стоит беспокоиться, что он мало общается с другими детьми. Годовалые карапузы обычно сосу­ществуют бок о бок на детской площадке, не интересуясь друг другом. Но ближе к трём годам дети «созревают» для общения, стремятся к нему и начинают сами делать попытки познакомиться со сверстниками. Ваша задача — помочь малышу в этом важном начинании.

uroki-obscheniya

Особый подход

Все дети разные, и об этом вы должны помнить. Так что разви­вая у своего карапуза коммуника­ционные навыки, обязательно учитывайте особенности его темперамента.

Холерики обычно активно (и с виду легко) общаются со свер­стниками. Они уверенно настаи­вают на своём, бурно протестуют, если им не досталась чужая игрушка, и неохотно делятся сво­ими. Такое поведение можно скорректировать, познакомив ребёнка с правилами поведения в коллективе. Не критикуя его, постарайтесь превратить его активность в плюс. Например, помогите ему стать организато­ром какой-нибудь подвижной игры.

Сангвиники открыты, не каприз­ны, легко сближаются с разными детьми, и кажется, что в этом им не требуется помощь. Но у них нередки перепады настроения, поэтому важно научить ребёнка озвучивать и принимать свои чувства, не направляя отрицательные эмоции на окружающих.

Меланхолики предпочитают спо­койные игры, могут долго играть во что-то одно. С другими детьми они сближаются осторожно и не очень охотно. Не стоит давить на такого ребёнка, отправлять его в шумные компании детей — там он будет чувствовать себя неком­фортно. Учите ребёнка доверять своему чутью и устанавливать контакт с близкими по духу ровесниками. И не беда, если у него будет один, максимум два друга.

Флегматикам удобнее находить­ся в одиночестве, чем в шумной компании, обычно они не чув­ствуют необходимости в партнё­рах по игре. К тому же они медли­тельны и просто не успевают за другими детьми. Нежелание заво­дить друзей может в дальнейшем привести к боязни общения. Поэтому надо почаще брать тако­го малыша в гости в семьи с дру­гими детьми, учить проявлять решительность, инициативу.

Подходящая компания

Дети-интроверты могут рассматривать окружающих, в том числе других малышей, как угро­зу для своего личного простран­ства. Поэтому для них идеально подойдёт общение в той среде, где деятельность направлена на раз­витие каких-то навыков. Запишите такого малыша в дет­ские кружки или секции. Общение во время совместных занятий происходит непринуж­дённо и естественно, и детям-интровертам это по душе.

А вот если ваш малыш — экс­траверт, он будет легко устанав­ливать социальные контакты. Правда, тут возникает противо­положная проблема: поскольку такие дети любят общаться, они могут загрустить, если им не с кем поиграть. Поэтому учите такого ребёнка проявлять инте­рес не только к окружающим, но и к себе, к своим желаниям и предпочтениям, покажите, как можно играть одному.

Всё под контролем!

По мнению педагогов, стихий­ное развитие умений у детей часто приводит к появлению у них ошибочных представлений. Поэтому взрослым необходимо корректировать их поведение в процессе общения.

Например, на детской площад­ке карапуз слишком активно под­кидывает песок лопаткой, из-за чего тот попадает на других малышей. В этом случае немедленно скажите своему ребёнку, что он доставляет неприятности малышам, которые играют рядом с ним.

А бывает, что при знакомстве ваш более активный кроха подходит и нежно обнима­ет своего нового приятеля, берёт его за руку. Но ведь это может вызвать страх или смущение у менее общительного малыша.

Поэтому и здесь вы тоже должны выступить в роли посредника, объяснив своему ребёнку, что желание дружить — это здорово, но стоит дать другу немного времени привыкнуть к новому знакомству, и только после этого надо у него спросить, можно ли его обнять. Такая посредническая роль взрослого направляет поведение ребёнка в нужную сторону, делая его кон­такты с ровесниками социально приемлемыми.

Шаг за шагом

Постепенно ребёнок усвоит основные нормы поведения при общении с другими детьми, что позволит ему успешно устанавли­вать социальные контакты. Но на начальных этапах помощь взрос­лого ему необходима.

Станьте примером

Открыто и доброжелательно общайтесь как с близкими, так и с посторонними людьми. Будьте вежливы, проявляйте к ним инте­рес. Кроме того, попросите чле­нов вашей семьи как можно боль­ше беседовать с малышом, обсуждать прочитанные книжки и новые игрушки, события в дет­ском саду.

Обучайте приёмам

Инсценируйте ситуации зна­комства, общения, даже конфлик­та с помощью игрушек. Пусть ребёнок спрашивает у мишки, как его зовут, или предлагает кукле поиграть вместе. Всё это поможет малышу чувствовать себя более уверенно в аналогич­ных ситуациях в реальной жизни.

Укрепляйте самооценку

Не критикуйте малыша, а так­тично помогайте выйти из непри­ятных ситуаций. Если вы его порицаете, то оценивайте поступ­ки, а не самого ребёнка: не «ты плохой», а «ты неправильно поступил».

Объясните правила

Расскажите малышу о нормах поведения в компании других детей: не брать чужое без спроса, не махать кулаками (если речь идёт не о самообороне), не драз­нить, играть честно, не переда­вать чужие секреты и т.д.

Используйте заготовки

Отрепетируйте с малышом фразы, которые помогут ему начать знакомство и избавят от страха: «Привет, меня зовут Миша», «Как тебя зовут?», «Хочешь печенья?», «Ты любишь играть в машинки?», «Можно поиграть с вами?» и т.д.

Помогите войти в игру

Иногда дети группируются по интересам, и все роли в играх, как правило, распределены. Поэтому когда подходит маленький незна­комец, его могут воспринять «в штыки». Если вашего ребёнка не приняли в игру, не дайте отрица­тельному опыту помешать его общению в будущем. В этой ситу­ации присядьте рядом с группой детей и начните играть со своим малышом, незаметно встраивая его в чужую игру. Например, покажите, как удобно подвозить на грузовике камни для строи­тельства общей дороги.

Комментарии