Школы для старшеклассников

Лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов

В 90-е годы в России начался процесс специализа­ции общеобразовательных учреждений. Увеличилось количество школ с углубленным изучением отдельных предметов, стали появляться лицеи и гимназии. Чем же различаются между собой эти виды общеобразова­тельных учреждений? Что касается школ с углубленным изучением отдельных предметов, с этим более или ме­нее все понятно. Но вот когда речь заходит о лицеях и гимназиях, далеко не все родители могут ответить на вопрос, чем отличаются эти учебные заведения.

Исторически сложилось так, что образовательные программы в лицеях были нацелены на углубленное изучение предметов естественно-научной направ­ленности, гимназии же основной упор делали на изу­чении предметов гуманитарного цикла. Появлявшиеся в 90-е годы в Москве гимназии, как и заведено, были ориентированы на получение обширных гуманитарных знаний. Прежде всего, они готовили к поступлению в классические университе­ты. Точкой опоры в учебных программах лицеев был ориентир на будущую профессию. Сегодня мы на­блюдаем некое смешение жанров. Каждое учебное заведение, будь то лицей или гимназия, по-своему уникально. Кто-то отошел от первичных канонов, кто-то старается придерживаться исторически сложив­шегося определения. Но факт остается фактом: при выборе школ родители больше оценивают ее место в негласном рейтинге учебных заведений, ее брэндовость. А лицей это или гимназия, для них становится неважно.

Получается, что подобные видовые различия школ слегка устарели? Можно попробовать взглянуть на разделение школ с другой стороны.

Зарубежный опыт

В Англии, например, к 16 годам, после окончания средней школы, учащийся должен решить, какой путь выбрать. Он может продолжать образование, чтобы впоследствии поступить в университет, а может по­лучить профессиональную подготовку и начать рабо­тать. Для желающих поступить в университет пред­лагается специальный двухгодичный курс. Успешно сдав экзамены после средней школы, ученики посту­пают в колледж для старшеклассников, где изучают определенный набор дисциплин исходя из собствен­ного выбора. В Германии гимназии — единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. Гимназии имеют специализированный характер и традиционно делятся на классические, естественно-математические и современных языков. Есть также инженерные, экономические и педагогические гим­назии. В классических гимназиях обязательно изуче­ние латинского, греческого и одного из современных языков. В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия. В школьной системе Германии сравнительно небольшое место занимают «общие школы», в которых нет четкого раз­деления на виды обучения.

В США среднее образование разделено на началь­ную, среднюю (middle school) и высшую (high school) школы, американские школьники заканчивают его в 18 лет. Те, кто получили среднее образование, могут пос­тупать в местные колледжи (community college), кото­рые выдают двухлетнюю степень (associates degree), или же в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра. Получив­шие степень бакалавра могут учиться дальше.

Образование в старшей школе должно быть более индивидуальным и профилирующим. К такому мне­нию уже давно пришли за рубежом. В большинстве развитых стран обучение в старших классах школы является профильным. И, как правило, оно охватывает не два (как в России), а три года. Чаще всего старшая школа — это самостоятельное учебное заведение. Во Франции это лицей, В Германии — гимназия, в Англии — колледж.

Школы для старшеклассников

В качестве альтернативы профильного обучения Министерство образования сегодня рассматривает школы для старшеклассников. Проект предусматривает открытие новых образовательных центров (НОЦ), созданных специально для учеников старших классов. НОЦы будут привязаны к конкрет­ным микрорайонам и должны будут создать условия для получения качест­венно нового образова­ния школьников.

Представьте себе но­вые школы, где есть все условия для получения качественного современ­ного образования: обо­рудованные лаборатории для естественных наук, современные классы, библиотеки, спортивные залы, квалифицирован­ные педагоги, индиви­дуальные программы обучения. Создать такие условия в рамках каждой отдельно взятой шко­лы сложно. Но можно создать новые школы, в которых будут учиться только старшеклассники. Плюсы таких школ очевидны.

Не имея возможности получить хорошее образо­вание, ребятам из небольших городков и деревень приходится либо довольствоваться тем, что есть, либо после 9 класса уезжать в город, чтобы посту­пить в колледж и претендовать на место в вуз. А если в районе появится школа-интернат для старшеклас­сников, дети смогут получить необходимое образова­ние, не уезжая при этом далеко от семьи. Начальное, среднее и старшее школьное образо­вание в России традиционно сцементировано. А к 15-16 годам ориентация на сферу будущей деятельности складывается у большинства учащихся. Однако из-за того, что в обычной школе нет хорошей профильной подготовки детей к поступлению в вузы, родителям приходится раскошеливаться на подготовительные курсы и занятия с репетиторами. Многие выпускники школ, обладающие хорошими предметными знания­ми, оказываются просто не готовы к самостоятельной образовательной и профессиональной деятельности. У них нет навыков проектного мышления, они не могут самостоятельно оценивать свои результаты.

Отделение старшей школы от основной, по мне­нию авторов проекта, позволит сделать образование в России более гибким. Каждый ученик будет выбирать собственную образовательную траекторию. Дисцип­лины, связанные с будущей профессией — гуманитар­ные, естественные или математические — он сможет изучать углубленно, остальные же предметы будут преподаваться на базовом уровне, В условиях обычной школы такой механизм вряд ли возможен. А в новых учебных центрах для этого будут созданы все условия: оборудованы лаборатории, учебные классы и мастер­ские, закуплено техническое оснащение, и, наконец, подобран лучший преподавательский состав.

Комментарии